Выпуск февраль 2001

КОНЕЦ ГОДА ОЗНАМЕНОВАЛСЯ ЭКСПОЗИЦИОННЫМ НОН-СТОПОМ Рубеж тысячелетий для российской архитектуры не ознаменовался никакими значительными событиями - Миллениум-Доум и Миллениум-Тауэр возникают где-то там, за линией горизонта, что, в общем, отражает, мягко говоря, не слишком благостное состояние как нашей архитектурной практики, так и общества в целом. Вот только календарь столичных выставок в преддверии длительных новогодних и рождественских каникул оказался весьма насыщенным - помимо хорошо известных архитектурных центров, таких как Российская Академия архитектуры и строительных наук, Музей архитектуры им.А.В.Щусева и Центральный Дом архитектора, свой вклад внесли выставочный комплекс "Сокольники", Московский Центр искусств, Манеж, галерея "Станция Дизайн", кафе-клуб "Проект О.Г.И.", Музей декоративно-прикладного и народного искусства - это только те точки, куда кто-то из редакторов "АВ" успел заглянуть. Сначала - о собственно архитектурных выставках. В ЦДА состоялась экспозиция, посвященная современному градостроительству и архитектуре Вологды и неожиданно оказавшаяся интереснее, чем того можно было ожидать - помимо разработанного и утвержденного генплана города, что само по себе по нынешним временам редкость, из представленного внушительного ряда реализаций можно было отобрать не менее пяти-шести довольно приличных работ. Персональные выставки М.В.Посохина и Ю.П.Платонова прошли соответственно в Музее им.А.В.Щусева и РААСН: первую отличало стремление к полноте представленных архитектурных, живописных и графических работ, благодаря чему в научный обиход был введен ряд любопытных проектов из наследия 1940-1960-х гг., вторая также претендовала на всеохватность - по сравнению с прошлогодней юбилейной экспозицией в ЦДА появились новые планшеты, отражающие происшедшие за это время подвижки - осуществленный перенос Андреевского моста, новый проектный вариант развития территории Калужской заставы с ее, по выражению самого автора, "армадой" зданий делового, общественного, торгово-развлекательного и др. профиля, расположенных вдоль оси, перпендикулярной Ленинскому проспекту, проектное предложение по созданию 4,5-километрового пешеходного маршрута - "Евроазиатского бульвара", соединяющего Андреевский мост с Багратионовским, и пр. Также к персональным можно отнести устроенную в галерее "Станция Дизайн" выставку мастерской "Попов и архитекторы" с эксцентричным названием "Архитектурная трансплантология", однако вопреки ожиданиям носящую вполне вменяемо-внеэкспериментальный характер - представлены реализации и проекты бюро начиная с 1995 г.- года его основания; архитекторы, для которых, по их словам, важно не "создание образа", а "органическо-энергетическая структуризация функции", посредством предъявленного визуального ряда, включающего в том числе фотоснимки остовов зданий в процессе реконструкции, а также "рабочку" отдельных узлов и деталей, пытаются обратить внимание зрителей на образ конструкций реконструируемых зданий, где старое и новое взаимопроникают, образуя новую целостность. Еще одна экспозиция - "Архитектура на орбите" - была представлена в ЦДА и впервые выносила на суд общественности реальные - как осуществленные, так и неосуществленные - проекты обустройства орбитальных отсеков космических кораблей, выполненные на протяжении 1960-1980-х гг. Г.А.Балашовой и до сих пор имевшие гриф "ДСП". Экспериментально-поисковый выставочный проект, обращенный к первоосновам архитектуры в их соотношении с другими областями художественного творчества, состоялся в "Проект О.Г.И." В рамках экспозиции "8 элементов архитектуры" исследовались такие архитектурные прафеномены, или, в определении авторов, "материалы", как земля, вода, воздух, свет, звук, слово, время, пустота, а также "осевой элемент" - вера, и предпринималась попытка обнаружения художественно-эстетических параллелей в современной архитектуре и музыке, одной из ключевых характеристик которых становится постоянное изменение. Последний год отмечен явным возрождением интереса к архитектурной фотографии, которая за позднесоветские десятилетия была сведена к сугубо технической процедуре. В Музее им.А.В.Щусева в продолжение кураторского проекта Ю.Аввакумова "24" прошли две экспозиции: в рамках первой мастерская-таф и в этой жанровой ипостаси продемонстрировала редкую средовую и бытовую наблюдательность и художественную остроту зрения и хваткость, в основе же второй - "Башни" С.Леонтьева - лежало мифопоэтическое пересоздание архитектурного объекта - Останкинской телебашни, предстающей в самых неожиданных ракурсах, подсмотренных художником - в створе между многоэтажными типовыми домами, сквозь сетку-рабицу и в диалоге с опорами линий электропередач, в виде подернутого рябью отражения в пруду и т.п. (актуальность фотосерии придают известные события, а также существующие планы наращивания башни до 562 м). В Московском Центре искусств была представлена выставка фотографий из архива председателя Комиссии по историко-культурному наследию послереволюционных лет Н.Д.Виноградова, где среди прочих сюжетов были показаны кадры фотофиксации фоновой - в основном деревянной - застройки Москвы, впоследствии поглощенной развивавшимся городом; очевидна перекличка многих из представленных образцов с павильонами Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, строительству которой в 1923 г. предшествовала аналогичная выставка, имевшая тогда звонкий резонанс, а также созвучие их нынешнему профессиональному умонастроению. Из дизайнерских выставок в сферу внимания "АВ" попали две. Из ЦДХ в Сокольники переехала общероссийская выставка-конкурс "Дизайн'2000", в этой связи несколько оскудевшая и потерявшая известную часть публики, тем не менее сумевшая кое-что предъявить: из архитектурного раздела неплохо смотрелась мастерская А.А.Чернихова, вывернувшая едва ли не все свое портфолио - от интерьеров "Токо-банка" до Центра больных аутизмом и проектных предложений по реконструкции квартала в Хорошеве-Мневниках, из мебельного дизайна - петербургская студия "Морозов Дизайн" с ее светильником-"микроскопом", стойками под аппаратуру из оплавленного металла и брутальными металлическими холдерами компакт-дисков, совмещенными со светильниками, из графического дизайна - дизайн-студия В.Ставицкого, приспосабливающая конструктивистскую эстетику 1920-х к современному зову минимализма, запоздало входящего в моду в столичном бомонде. Малый зал Манежа принял бесподобно выполненную итальянскую экспозицию "Проект света" - ретроспективу работ, удостоившихся "Золотого циркуля" за без малого полвека, с момента основания этого почетного приза, среди которых особенно полно и детально была прослежена эволюционная линия, связанная с дизайном светильников. В Музее декоративно-прикладного и народного искусства прошла выставка "Стулья для "Мезонина", преследовавшая, как говорилось в пресс-релизе, "декораторские" цели. Журнал "Мезонин" в ознаменование своего двухлетнего юбилея предложил пятидесяти архитекторам, дизайнерам, декораторам, модельерам, художникам и пр. принять нормальный "честный" скандинавский стул из сосны модели "ИВАР" , любезно предоставленный компанией IKEA, в качестве "объекта для приложения творческой фантазии". Эта весьма специфическая экспозиция, тон которой задавали обремененные авторскими легендами, задрапированные, расфуфыренные, в общем - облагороженные, былые предметы домашней утвари, привлекла наше внимание благодаря участию архитекторов, выдвинувших, как и следовало ожидать, альтернативные концептуальные решения: дети из студии ДЭЗ №5, возглавляемой М.Лабазовым, цветным "шариком" исписали свой стул словечками, жадно впитываемыми из окружающего мира, а Е. и П.Монаховы с А.Раммом снабдили доставшийся им образец безостановочно движущимся - при помощи хитроумного устройства - полотенцем, одухотворенным абстрактно-экспрессионистским разбрызгом. Как видно, экспозиционный репертуар российской столицы весьма разнообразен и привлекателен. Архитектурная жизнь по-прежнему остается не в пример полнокровнее самой архитектурной практики, возможно, исполняя своего рода компенсаторную функцию... НОВЫЙ АРБАТ ОБРЕТЕТ НЕДОСТАЮЩЕЕ ЗВЕНО Директор "Моспроекта-2" Михаил Посохин представляет крупную градостроительную программу, к реализации которой планируется приступить в ближайшее время. Пробивка проспекта Калинина, нынешнего Нового Арбата во второй половине 60-х гг. являлась одним из пунктов генплана 1935 г. Однако осуществленной оказалась лишь часть этой большой градостроительной программы. Неполнота ее реализации видна невооруженным глазом, зияя градостроительными пустотами и несообразностями в районе Арбатской площади и на отрезке от Садового кольца до Новоарбатского моста. В районе пересечения Н.Арбата с Садовым кольцом имеется несколько участков, находящихся в постоянной работе, но так и не получивших свое архитектурное завершение. Первый оказывается вытянутым вдоль внутренней стороны Садового кольца в направлении Смоленской площади. Второй, напротив здания СЭВ, в настоящее время - мэрии предназначался для размещения Министерства внешней торговли, теперь остановились на жилой функции. Еще один "вакантный" участок - соседний со зданием СЭВ. В настоящий момент эти три участка получили шанс совместного развития. На пересечении Н.Арбата и Садового кольца проектируется полифункциональный центр, вбирающий в себя офисную, гостиничную и торговую функции. Расползающееся по обе стороны от Композиторской улицы пятно застройки позволяет максимально корректно развести и - одновременно - взаимоувязать различные функциональные группы. Проектируемый жилой дом решен на приеме контрастного противопоставления фасадов, северного и южного, выходящего на магистраль и дворового. Первый являет собой рассчитанную на восприятие из окна движущегося автомобиля индифферентную плоскость с однообразным ритмом проемов. Второй, обращенный в тихую зону, напротив, имеет приближенный к человеку масштаб, что достигается посредством организации каскадной композиции, имитирующей многослойность исторической городской среды. Эта тема как бы заворачивается на торцевой фасад, просматриваемый с Садового кольца. Визави, с небольшим отрывом от здания мэрии на протяжении нескольких лет ведется проектирование делового центра "Стоматология". Благодаря своей крупной скульптурной форме здание вступает в диалог со своим именитым соседом, подхватывая традицию "современной" архитектуры, характерную для данного места. Таким образом, три проектируемых комплекса претендуют на то, чтобы стать полноправными элементами единой градостроительной композиции от Арбатской площади до Новоарбатского моста. Данная градостроительная программа является важнейшей составляющей городского строительства на

Recent Updates

[23/02/2010] Материалы за Февраль 2009 года " КУРС - радио Соловьиного края Read more…

[23/02/2010] Приметы февраля - народные приметы Сретенье Read more…

[21/02/2010] Плейлист: Февраль (плейлист, зиму - в топку, рок, playlist, скинни Read more…

 
Hosted by uCoz